Новости

Когда: 10 мая 2020

Как и зачем создаются благотворительные Фонды?

Друзья, уже почти 10 лет, мы каждый день, рассказываем вам о программах и проектах нашего Фонда, о том, кому и чем нам удалось помочь. Приводим примеры и практики здорового образа жизни и, конечно, регулярно просим о помощи.

Мир сегодня и мир 10 лет назад, в контексте благотворительности, уже почти не сопоставимы. Если тогда встретить в новостной повестке тему благотворительности было чем-то удивительным, то сегодня Фонды регулярно на виду. Нас становится больше, мы ведем свою деятельность более осознанно и, конечно, стараемся быть максимально прозрачными и открытыми.

Однако, несмотря на улучшение механизмов отчетности и прирост профессионализма, стигмы, предубеждения и непонимание того, как работают Фонды, сохраняются. И хоть это вызывает неприятные чувства, но это объяснимо. Ведь те, кто работают в Фондах несколько лет, находятся в среде благотворительности ежедневно — нам всё понятно без слов. И часто мы стараемся объяснить сложные вещи, считая, что «простые» понятны итак. Но, как показывает практика, мы ошибаемся. Ведь и в 2020 можно услышать «попрошайки», «пиарятся», «просите у государства», «собирают себе на зарплаты» и далее, далее, далее.

Поэтому мы решили запустить цикл статей «Простая благотворительность», где будем понятно и конкретно рассказывать о том, как работает благотворительность и наш Фонд в частности, а также о влиянии благотворительности на людей. Начнем, пожалуй, с самого главного — с истоков. Итак, как и зачем создаются благотворительные фонды?

Проблема и человек
Самой главной предпосылкой к созданию Фонда является наличие социальной проблемы: сиротство, экологические проблемы, дискриминация, недостаточность социального обслуживания людей с инвалидностью, острые прогрессирующие тяжелые заболевания, требующие дорогостоящего лечения — их можно перечислить не мало, но у всех у них есть некоторые сходства.

Социальная проблема — это проблема, актуальная для ощутимо большой группы жителей конкретной территории (села, города или страны) или мира в целом, влияющая на качество жизни людей.

Например, проблема, с которой работает наш Фонд — это проблема неравномерной доступности спорта и культуры здорового образа жизни среди детей и взрослых, проживающий в Свердловской области. Но ведь спорт — это не только про характер и достижения. Спорт — это, прежде всего, про здоровье, про выбор здорового будущего для себя и своих близких, про сообщество и интерес к собственной жизни.

Но почему тогда, если проблема так очевидна, а Фонд является эффективным способом её решения (что мы попробуем обстоятельно раскрыть дальше), реально действующих Фондов по России, например, не так много?

Согласно последнему исследованию БФ «Нужна помощь», посвященному устойчивости благотворительных фондов в результате коронакризиса, именно благотворительных фондов в России зарегистрировано чуть меньше 10 000. Ежегодный прирост составляет 800 — 1 000 организаций, ликвидируется 700-900. Но реально работающих из всех (то есть сдающих отчетность в Росстат и Минюст, имеющих некую результативность своей деятельности) всего порядка 4 000.*

Дело в том, что определяющим связующим звеном между проблемой и её решением, является человек (или группа людей). То есть конкретная персона или группа, обладающие необходимыми ресурсами и личной решимостью для того, чтобы заняться непосредственно действиями. Планомерными и продуманными. Этими ресурсами могут быть компетенции, финансы, медийность или возможность оказывать социальное влияние. Как, например, в нашем случае, когда Антон Шипулин принял решение направить свою известность, пришедшую к нему после Олимпиады 2010 в Ванкувере, на привлечение внимания к ранее озвученной проблеме.

Иными словами, благотворительность всегда была и будет историей про людей. Как тех, кому помогают, так и тех, кто эту помощь оказывает.

Необязательно благотворительный фонд
Однако бороться с проблемой можно не только будучи благотворительным фондом. На сегодняшний день существуют и альтернативы.

Например, программы корпоративной социальной ответственности бизнеса. Когда бизнес сам напрямую поддерживает социальную группу с конкретной проблемой или выбирает один/несколько фондов, финансируя деятельность которых оказывает благоприятные преобразования, позитивно влияющие на решение существующей проблемы.

Также широко популярной сегодня является особая форма бизнеса — социальное предпринимательство. Когда создается организация (стандартное ООО, ИП), но изначально бизнес-процессы и/или производимый продукт напрямую или косвенно ведут к качественным преобразованиям в обществе. На деле это может выражаться в занятости на производстве социально-незащищенных групп населения или производстве особых товаров, улучшающих жизнь таких групп. Например, перешив одежды «кризисными» мамами, ландшафтный дизайн от одиноких бабушек, авторская мебель от юношей с аутизмом и так далее.

Но иногда требуются решения, которые не могут быть объяты такой организационно-правовой формой. Например, предлагаемые программы никак не ложатся в бизнес-модель, а их финансирование не может осуществляться с помощью лишь коммерческой выгоды: требуются гранты, субсидии, пожертвования. В таком случае и принимается решение о создании благотворительного фонда.

У Фонда больше возможностей в плане источников финансирования, но выручаемые средства не могут распределяться между учредителями.

То есть Фонд — это организация, избирающая путь больших возможностей для привлечения средств и их расходования исключительно на решение проблемы.

Механизмы социально воздействия
Ну и решающий момент в создании любого благотворительного фонда — это четкое понимание механизмов социально воздействия.

Как и зачем создаются благотворительные Фонды?, изображение №2

Нельзя просто так взять и создать Фонд. Вообще можно, конечно, но он будет неэффективен и, скорее всего, очень скоро закроется. Фонд — это не решение проблемы как таковое, а инструмент в пути достижения такого исхода.

Учитывая, что в создании фонда участвуют предпосылки в виде социальных проблем, стремление к их решению и человек с ресурсами как мост между ними, то как раз вот этот мост должен быть выражен конкретно.

Конкретика Фондов — это программы и проекты, лежащие в основе его деятельности. Например, создается Фонд помощи детям-сиротам в вопросах социализации, и, ещё на старте, становится понятно, что, в рамках деятельности, это будет выражено в программах обучения самостоятельной жизни, выборе профессии и так далее. А делаться это будет благодаря профессиональным компетенциям создателя или, с помощью своей медийности человек будет привлекать внимание к проблеме и финансирование для обеспечения деятельности привлеченных сотрудников.

Или, как в нашем случае. На этапе создания было понятно, что иногда спорт недоступен по объективным причинам: нет инвентаря и возможности его приобрести, мало доступных спортивных площадок, поэтому основные наши программы направлены как раз на расширение этой материальной базы. А возможность общаться с большой аудиторией, в случае Антона Шипулина, помогает эти процессы обеспечить ресурсами.

Таким образом, на этапе создания, Фонд знает не только то, с чем он борется, но и то, как конкретно он будет эту борьбу осуществлять.

Работаем так, чтобы закрыться
Если резюмировать все, что написано в этой статье, и окончательно задаться вопросом, зачем создаются Фонды, то самый лучший, наверное, ответ на этот вопрос будет: «Чтобы закрыться».

И не в плане того, чтобы оказаться финансово неустойчивыми и прийти к ликвидации, а чтобы социальная проблема, лежащая в основе деятельности фонда, была решена, и необходимости в реализации его механизмов социального преобразования отпала (они стали автономными или и вовсе необходимость в них исчезла). Как, например, произошло с «One Fund Вoston», который был создан в США, в результате невероятно трагических событий, но полностью реализовал свою цель и действительно закрылся.

Конечно, масштабы желаемых преобразований каждая организация видит по-разному, и для того, чтобы закрыться, иногда требуются системные преобразования, требующие десятилетий усилий. Но всех нас объединяет одно — стремление стать неактуальными.

Друзья, в этой статье мы постарались открыто и развернуто ответить на вопросы о том, как и зачем создаются благотворительные фонды. Это наш шаг к тому, чтобы стать ещё прозрачнее и понятнее. Если у вас есть вопросы, на которые вы хотели бы получить такой ответ, — пишите нам. Мы обязательно всё расскажем. И, конечно, если вам эта статья показалось интересной, делитесь ей с друзьями. Ведь чем больше людей узнают о работе фондов, тем больше людей смогут нам, фондам, доверять. И значит, мы сможем помочь ещё большему количеству тех, кто в этом нуждается.

*Исследование БФ «Нужна помощь» — «Коронакризис как тест на устойчивость благотворительных организаций», апрель, 2020 г. // https://nuzhnapomosh.ru/research/2020/koronakrizis-kak-test-na-ustoychivost/

Picture