Новости

Когда: 05 июня 2020

Откуда благотворительные Фонды берут средства?

Друзья, мы продолжаем серию статей «Простая благотворительность», в которых мы рассказываем о том, как устроена благотворительность и наш Фонд в частности, а также о том, как благотворительность меняет жизнь людей, которые ей занимаются. И в сегодняшней статье мы поговорим об одном из ключевых вопросов, которым задаются многие, сталкиваясь с деятельностью различных Фондов: «а откуда вообще Фонды берут деньги и на что они живут?».

Откуда благотворительные Фонды берут средства?, изображение №1

Стоит начать с того, что Фонды изначально могут отличаться друг от друга. Чтобы отчетливее увидеть различия, можно остановиться на фандрайзинговых и корпоративных фондах. Корпоративные фонды чаще всего учреждаются коммерческими компаниями, которые хотели бы направлять часть прибыли на борьбу с конкретной социальной проблемой. В таком случае фонд полностью или преимущественно финансируется компанией — учредителем, а главная задача фонда заключается в том, чтобы этими средствами эффективно распорядиться.

Фандрайзинговые фонды, чаще всего, учреждаются физическими лицами и не имеют запланированного регулярного финансирования. Деятельность такого фонда будет разворачиваться в двух направлениях: реализация программ и проектов, эффективно воздействующих на решение социальной проблемы, и привлечение финансирования на реализацию этой деятельности (иначе говоря, фандрайзинг). Наш Фонд тоже является фандрайзинговым фондом, и именно поэтому далее в статье мы расскажем о том, как и откуда, в том числе мы, берём средства.

Что вообще включает в себя финансирование Фонда?
Первоначально Фонд формирует годовой бюджет, который включает в себя расходы на реализацию программ и проектов и расходы на административно-хозяйственную деятельность. То есть мы составляем смету необходимых расходов для реализации деятельности по оказанию помощи, включающую в себя закупку или аренду необходимого оборудования, работу привлеченных специалистов (психологов, юристов, тренеров и т.д.), прочие сопутствующие расходы. Определяясь с пониманием возможного объема работ формируется штат Фонда. В него входят административные сотрудники (директор, бухгалтер, иногда юристы и т.п.), сотрудники, отвечающие за непосредственную реализацию программ и проектов и сотрудники, чья деятельность направлена на привлечение ресурсов (PR-менеджеры, фандрайзеры и т.д.).

Осознав годовой бюджет и опираясь на основную цель деятельности Фонда, мы переходим к самому интересному — процессу привлечения ресурсов. У фандрайзинговых фондов может быть несколько источников финансирования.

Сбор частных пожертвований
Это та часть деятельности, которая знакома вам больше всего. Мы четко выстраиваем механизм оказания помощи, выстраиваем цепочку освоения денежных средств и обращаемся к людям с просьбой сделать пожертвование на любую сумму.

Сбор пожертвований является привилегией некоммерческих организаций, поэтому, во избежание мошенничества, он должен отвечать требованиям законодательства.

Интерфейс формы пожертвования нашего Фонда

Сборы должны осуществляться исключительно на расчетный счет организации (даже в случае с ящиками для пожертвований всё очень серьезно. На нем должны быть указаны реквизиты, рядом должна быть расположена оферта, и на каждый такой ящик должно быть разрешение со стороны принимающей стороны, в рамках которого вскрытие ящика будет произведено по четкому протоколу с последующим внесением денежных средств на расчетный счет в течение суток).

Особо важным для любого Фонда является сбор рекуррентных пожертвований. То есть, когда человек не просто делает пожертвование один раз, а принимает решение делать ежемесячный взнос. Привлечение таких пожертвований дает нам возможность планировать деятельность, заранее понимать, скольким людям или организациям мы сможем помочь не только в текущем, но и в последующие месяцы.

Привлечение пожертвований со стороны бизнеса
Закон позволяет нам принимать пожертвования не только от физических, но и от юридических лиц. В данном случае речь часто идет о крупных пожертвованиях, дающих нам возможность реализовывать долгосрочные и дорогостоящие проекты (например, строить площадки или организовать онлайн-лекторий по здоровому образу жизни для детей-сирот, находящихся в условиях изоляции).

Откуда благотворительные Фонды берут средства?, изображение №3

Конечно, не исключены и небольшие взносы на реализацию конкретной программы или обеспечение административно-хозяйственной деятельности. Также стоит отметить, что именно за счет таких пожертвований обычно перекрываются административно-хозяйственные расходы.

То есть появляется компания, которая готова не просто оказать содействие в реализации программы, но также и поддержать устойчивость организации. Готова делать взнос на выплату зарплат сотрудникам, понимая, что «получая 1 рубль, сотрудник своим трудом превращает его в условные 10 рублей».

Такие пожертвования принимаются по Договорам пожертвования. В них четко прописаны условия взаимодействия и цели, на которые мы можем тратить средства.

Спонсорство
От предыдущего пункта оно отличается только тем, что Фонд обязан оказать какую-то ответную услугу. Чаще всего это медиа-сопровождение. То есть мы принимаем средства, которыми можем самостоятельно распорядиться, но обязаны выполнить условия договора в полном объеме.

Участие в грантовых конкурсах
Многие компании и корпоративные фонды устраивают различные грантовые конкурсы. Их задача — не просто распределить средства между НКО, а в условиях конкурса выбрать социальные проекты, наиболее отвечающие образу желаемых преобразований в обществе со стороны грантодающих организаций. Наиболее известным, наверное, в данном вопросе является грантовый конкурс Фонда президентских грантов.

Фотография с «Пикника Колобочков», проходившего 1 июня 2019 г., в рамках проекта «КолоБОЧЧЕк», поддержанного Фондом президентских грантов

Для многих Фондов участие в грантовом конкурсе открывает большие возможности. В частности, возможность реализовать социальный проект в полном объеме и получить гарантированное финансирование на регулярную программу. Но получить просто 3 млн на абстрактную деятельность нельзя.

Для получения финансирования необходимо заявлять целостный проект, с конкретной точкой входа, применяемыми инструментами и показателями результативности. Проект должен иметь четкий календарный план и сопровождаться детализированной сметой, по которым в дальнейшем и будет реализовываться проект (с условием четкого соответствия).

Поэтому, если вы видите в новостях, что Фонд Икс получил грант в размере N млн рублей, это не значит, что ему просто перевели деньги на расчетный счете под свободное распоряжение. Это значит, что Фонд Икс получил возможность реализовать конкретный социальный проект, тщательно проверенный экспертами конкурса, и взял на себя обязательство выполнить этот проект в полном объеме и в полном соответствии со сметой и календарным планом проекта.

Субсидии от профильных Министерств
В каком-то смысле это является близким к получению грантов. Во многих Министерствах с начала года заложена поддержка НКО. Министерства открывают конкурс субсидий, в рамках которого некоммерческие организации имеют возможность побороться за финансирование для реализации собственного социального проекта.

Приравнять такой источник финансирование к грантовому конкурсу нельзя, потому что иногда Министерство выдвигает четкие показатели и механизмы, которым проект должен соответствовать, учитывая даже, например, количество аудиторных занятий с подопечными, что взяться за проект могут только те организации, кому проект подходит в рамках текущей деятельности.

Предпринимательская деятельность
В одной из предыдущих статей мы рассказывали, что Фонды также имеют право и на ведение предпринимательской деятельности с целью привлечения финансирования на реализацию уставной деятельности. Прибыль ни в коем случае не может быть распределена между учредителями, она полностью должна быть направлена на благотворительность, а предлагаемые товары и услуги должны соответствовать уставу (то есть фонд по поддержке спорта не может открыть кофейню, он может оказывать спортивные услуги, продавать спортивные сувениры и т.д.).

В жизни это выглядит очень просто и знакомо: купите/закажите что-то, а все деньги с продажи пойдут в благотворительный фонд.

Распределять вырученные средства между программами и проектами мы можем самостоятельно, но чаще всего мы заранее сообщаем покупателям, на что пойдут средства.

Таким образом, наша работа заключается в постоянном привлечении средств, проработке различных источников финансирования и аккумулировании полученных средств для обеспечения устойчивого системного процесса оказании помощи.

Мы изучаем проблему, придумываем пути её решения и затем начинаем сбор средств на осуществление деятельности. Иногда проект закрывается с помощью одного источника, а иногда проект требует смежного финансирования (часть — от бизнеса, часть за счет гранта).

В любом случае мы стараемся найти максимально подходящий способ фандрайзинга, для того, чтобы реализовать проекты качественно и в полном объеме, полностью соответствуя законодательству в вопросах использования средств. В следующих статьях мы расскажем вам о том, как мы деньгами распоряжаемся, кто нас контролирует в этих вопросах и правда ли все деньги доходят до тех, кому они нужны.

Спойлер: правда! :)

Друзья, цикл статей «Простая благотворительность» — это наш шаг к тому, чтобы стать ещё прозрачнее и понятнее. Если у вас есть вопросы, на которые вы хотели бы получить такой ответ, — пишите нам. Мы обязательно всё расскажем. Если вам эта статья показалось интересной, делитесь ей с друзьями. Ведь чем больше людей узнают о работе фондов, тем больше людей смогут нам, фондам, доверять. И значит, мы сможем помочь ещё большему количеству тех, кто в этом нуждается.

Picture