Новости

Когда: 07 июля 2020

Кто работает в благотворительных фондах?

Друзья, мы продолжаем серию статей о благотворительности и её влиянии на людей. Если с миром благотворительности вы сталкиваетесь регулярно, то наверняка встречали и такое предубеждение: «Люди в фондах вообще не должны получать зарплату! Благотворительностью должны заниматься волонтеры». Подобные слова в отношении сотрудников благотворительных фондов — не редкость, и часто они даже окрашены негативными эмоциями.

Кто работает в благотворительных фондах?, изображение №1

Поэтому в сегодняшней статье мы попробуем разобраться с этим вопросом и объяснить, почему работа в благотворительном фонде достойна оплаты труда. Но, для этого, сначала мы поделимся тем, что вообще за работа, кто работает в фондах и откуда эти люди берутся. Давайте обо всем по порядку.

Какая работа вообще есть в благотворительных фондах?

В данном вопросе всё, конечно, индивидуально и во многом зависит от специфики работы фонда.

Кто работает в благотворительных фондах?, изображение №2

Тем не менее, если Фонд фандрайзинговый (подробнее об этом можно почитать в нашей предыдущей статье), то, вероятнее всего, штат будет подразделяться на административный и проектный отделы. И, если к проектному отделу будут относиться специалисты, отвечающие за узкопрофильную деятельность (например, психологи, юристы или тренеры, как в нашем случае), актуальную в рамках конкретного проекта или программы, то административный отдел будет примерно одинаковый.

К административному отделу относятся директор и бухгалтер фонда, PR-специалист, фандрайзер и т.д. То есть те специалисты, работа которых влияет на всю работу Фонда, его устойчивость. Основная задача таких сотрудников — развитие Фонда, продвижение и качественная взаимосвязанная деятельность в рамках всех программ и проектов. Они разрабатывают стратегию работы, занимаются аналитикой, ведут переговоры с партнерами, занимаются медиа-проектами и, конечно же, вопросами, обеспечивающими деятельность юридического лица (отчетность, расчеты и начисление выплат, налогов, ведение документооборота и т.д.).

Таким образом, если мы говорим об успешно функционирующем благотворительном фонде, то работы в нем очень много. Это полноценное юридическое лицо с продуманными процессами, направленными только на одну цель — оказание поддержки нуждающимся в ней.

Работе в благотворительных фондах где-то готовятся?

К сожалению, нет. Ну, если мы говорим о высшем образовании. На сегодняшний день нет специальной образовательной программы, обучающей людей работе в благотворительном секторе.

Возможно, такое положение вещей вызвано тем, что специфика нашей работы не настолько очевидна, чтобы выделить для нее, например, магистерскую программу, но специфика эта, безусловно, есть. И, конечно, мы хотели бы принимать на работу людей, которые понимают, как устроен некоммерческий сектор, какие в нем правила и тренды. Такое положение вещей приводит к тому, что у нас фактически не формируется кадровый резерв, особенно если мы говорим не о центральном регионе России. Поэтому хороших сотрудников часто приходится «хантить» или выращивать самостоятельно.

Конечно, внутри сектора у нас есть профессиональное, безумно актуальное и интересное, образование, возможности для роста и развития. Но только вот чтобы попасть на это обучение надо быть сотрудником Фонда. Некий замкнутый круг. Так что, как вы наверняка уже догадались, кадры в нашем вопросе решают все. И эти кадры для нас особая «больная тема».

И кто тогда работает?

Учитывая описанную выше специфику, случайных людей в благотворительности практически не существует.

Часто это люди с предысторией, которых жизненный опыт привел в благотворительность или люди с особым складом личности, который случайно попавших людей в благотворительности задержал.

Таким образом, в любом Фонде сформирован полноценный штат, который укомплектован сотрудниками. Сотрудниками, работающими по 8 часов 5 дней в неделю (это если повезет), отдающими 100% своего времени работе в Фонде.

Это люди из разных областей и с разными компетенциями, но объединенные неравнодушием к решению проблемы, над которой работает Фонд.

И все-таки: волонтерство или трудовой договор с зарплатой?

Если мы говорим о постоянно функционирующих сотрудниках, то однозначно трудовой договор с зарплатой. И вот почему.

Мир благотворительности переживает сейчас интереснейшие времена профессионализации. Мы все дальше и дальше уходим от сиюминутной эмоциональной помощи в сторону системных проектов, помогающих бороться с первопричинами проблем, а не последствиями. И для такой работы необходима регулярная включенность специалистов, вдумчивая серьезная работа с элементами планирования и аналитики.

Волонтерство, без преувеличения, — мощнейший механизм развития социальной сферы. Благодаря добровольцам решаются серьезнейшие вопросы, и решаются очень быстро. Тем не менее, готовность к участию в волонтерской деятельности — это сложнейший психологический феномен, с особым значением ситуативных влияний. И поэтому ни в коем случае нельзя требовать от добровольца регулярного осознанного труда без материального вознаграждения. Ведь человек в разное время действительно может быть как в ресурсе для оказания безвозмездной помощи, так и не в нём.

Безусловно, фонды обращаются к волонтерам по многим видам работ, но в штат нам необходимы сотрудники на трудовых договорах. Сотрудники, получающие удовлетворение от своей работы, желающие заниматься ей изо дня в день. Сотрудники, которые могут обеспечить себя и свою семью, не переживая о завтрашнем дне.

В конце концов, вопрос, который Дэн Паллотта поднял в своей книге «Неблаготворительность», до сих пор очень иллюстративный для этой дилеммы:

«Почему продавцы табачных изделий имеют право получать заработную плату, а люди, помогающие в решении социальных проблем, нет?».

Из каких денег тогда сотрудники получают заработную плату?

Опять же, решение этого вопроса может быть очень индивидуальным. Но мы готовы поделиться им на примере нашего Фонда.

Кто работает в благотворительных фондах?, изображение №3

Мы не удерживаем из частных или корпоративных пожертвований деньги на заработную плату. Оклады наших сотрудников формируются из специально отведенных на это средств, перечисляемых членами попечительского совета, и, частично, из грантовых средств.

Но, смеем заверить вас, даже если кто-то удерживает часть денежных средств на зарплату сотрудников, то в этом тоже нет ничего плохого. Во-первых, по закону, эта сумма не может превышать 20% поступаемых за год средств, а, во-вторых, каждый рубль, который получает сотрудник, своим трудом он превращает в 10 рублей.

Иначе тогда зачем это всё? :)

Друзья, цикл статей «Простая благотворительность» — это наш шаг к тому, чтобы стать ещё прозрачнее и понятнее. Если у вас есть вопросы, на которые вы хотели бы получить такой ответ, — пишите нам. Мы обязательно всё расскажем. Если вам эта статья показалось интересной, делитесь ей с друзьями. Ведь чем больше людей узнают о работе фондов, тем больше людей смогут нам, фондам, доверять. И значит, мы сможем помочь ещё большему количеству тех, кто в этом нуждается.

Picture